Высота

Правила дистанционной торговли

В настоящее время все правовые коллизии, имевшие место несколько лет назад и связанные с дистанционной торговлей и продажей товаров по образцам, законодателем устранены, а сами правила дистанционной торговли полностью сформулированы в следующих документах:

  • ст.497 Гражданского кодекса РФ определяет правила заключения дистанционного договора купли-продажи;
  • ст.8-11 «Закона о защите прав потребителей» определяют ту информацию, которую продавец обязан предоставить потребителю, а ст. 26.1 определяет требования к договору купли-продажи и условия возврата товара при дистанционной продаже;
  • постановление Правительства РФ от 27.9.2007 №612 детализирует правила продажи дистанционным способом;
  • ст.8 закона «О рекламе» перечисляет сведения, которые необходимо указывать при рекламе предметов, продающихся дистанционно;
  • ст.9 закона «О персональных данных» требует согласия клиента на обработку персональных данных, без чего дистанционная торговля невозможна.

Нет необходимости пересказывать содержание этих документов, поскольку их можно посмотреть непосредственно в правовой системе «Гарант». Гораздо интереснее осветить нюансы, которые возникают на практике.

Преимущества дистанционной продажи заключаются в следующем:

  • нет необходимости иметь торговый зал и содержать штат продавцов для реального обслуживания клиентов;
  • территория продаж не ограничивается тем населенным пунктом, в котором находится компания, и может выходить далеко за её пределы, включая всю территорию России;
  • ассортимент огромен и может достигать нескольких сотен тысяч наименований, что совершенно невозможно в обычных магазинах;
  • не требуется большой товарный запас и склад временного хранения, поскольку на доставку даётся определенный срок и реализация идет непосредственно со склада оптовика.

Дистанционная торговля относится к сектору b2c и осуществляется:

При дистанционной торговле покупатель в принципе лишен возможности составить объективное впечатление о своей будущей покупке. Покупаемый продукт находится далеко, а потому он может ориентироваться только на те сведения, которые сообщают.

Данное обстоятельство совершенно не существенно, если речь идет о предмете, все параметры которого однозначно определяются наименованием (кодом) и фирмой-производителем. Например, при продаже автомобильных автозапчастей, для идентификации которых достаточно указать код изготовителя.

Хотя закон "О защите прав потребителей" обязывает продавца предоставить определенный набор сведений, у него, всё же, остаётся возможность для манёвра, поскольку очень многое зависит от технологии презентации и используемых приемов.

К примеру, некоторые поставщики украшений специально создают флешь и видеоролики, сделанные таким образом, чтобы произвести гораздо более сильное впечатление, нежели клиент получил бы, держа этот предмет в руках.

Для этого используются специальные методы подсветки, меняющийся фон, музыкальное сопровождение и другие студийные приемы, многократно усиливающие впечатление от данного предмета.

Если же продажа ведется через телемагазин, то разыгрывается специальное шоу для того, чтобы превознести достоинства выставленного на продажу предмета.

Эти приемы не нарушают правила дистанционной торговли, поскольку не скрывают никаких сведений и не добавляют ложной информации, но поднимают имидж изделия настолько высоко, что дистанционный сбыт оказывается результативнее реального.

Продажа товара по образцам

Естественно желание покупателя познакомиться с приобретаемым изделием как можно ближе, отчасти удовлетворяется при продаже товара по образцам.

В этом случае покупателю предлагается осмотреть образец того, что ему доставят. При этом нет необходимости подробно описывать предмет сделки, поскольку клиент сам его видит и может задать все интересующие вопросы.

Однако, на практике часто бывает так, что приобретенный продукт все же будет иметь отличия от образца.

Например, если по образцу продается кухонный гарнитур, то клиент может заказать отдельные элементы другого цвета, да и сам гарнитур, чаще всего, имеет другой состав, нежели стоящий в магазине образец. Так что изготовленный по заказу комплект, доставленный по адресу заказчика, может ему и не понравиться.

Поэтому на продажу по образцам распространяются общие правила дистанционной торговли.

Возврат товара при дистанционной продаже

В определённой степени искусственной является проблема возврата товара при дистанционной продаже, поскольку действующие правила однозначно предписывают магазину в течение семи дней принимать обратно товар, разонравившийся человеку, который его приобрел.

Разумеется, магазину возврат совершенно не выгоден, поэтому он всеми силами старается затруднить этот процесс. И для этого у магазина имеется достаточно средств.

Как правило, при выборе товара в интернет-магазине покупатель ориентируется на цену и не обращает внимание на место регистрации магазина, ибо для него несущественно, откуда привезут нужную вещь.

Пользуясь этим обстоятельством, предприниматели для своего бизнеса используют юридические лица, зарегистрированные на достаточном расстоянии от места нахождения, указанного на их сайте.

Например, если интернет-магазин реально находится в Москве, а его юридический адрес в городах Клин или Обнинск, находящихся за сто километров от столицы, то покупатель и сам не захочет так далеко ехать, если товар недорогой или очень громоздкий.

В иных случаях в качестве пункта возврата в дистанционном договоре купли-продажи указывается адрес, по которому физически никого нет, а потому вернуть покупку попросту невозможно.

Copyright "Всероссийский бизнес-клуб"
Автор: Юрий Державин


x

Подписка на новости

Получайте на свою почту все новости бизнес-клуба:

Рассылка ведётся не чаще двух раз в месяц. Для подтверждения подписки Вам будет направлено письмо

Нажимая на кнопку "Получать", вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных