Высота

Инновационная политика предприятия

Сегодня весь мир живет под флагом инновационных преобразований, а потому тема инноваций доминирует как в науке, так и в бизнесе.

«Мы должны осуществить цифровую трансформацию!» - «Необходимы принципиальные инновации!» - «Наша организация должна стать более гибкой!».  По всей стране можно услышать подобные заявления во время «круглых столов» и деловых встреч. Такие же баталии идут как на заседаниях совета директоров крупных компаний, так и на собраниях собственников малого бизнеса.

Вне всякого сомнения, наступило время вносить изменения в бизнес. Но вместо этого многие предпочитают жонглировать малоосмысленными модными словами и в результате тот, кто чаще оперирует понятиями «гибкость», «прорывные решения» или «новый вид работы», тот и выигрывает в споре.

Очевидно, что таковы господствующие настроения среди топ-менеджеров и руководителей HR-департаментов. Сейчас такие понятия как «диджитализация», «предпринимательское мышление» и «цифровая трансформация» упоминаются в том же контексте, что «инновации» и «изменения».

Это все громкие слова. А не хватает ответов на конкретные вопросы - как менять, что менять и как должна быть осуществлена «цифровая трансформация».

Дискуссии в СМИ  и на ТВ очень поверхностны. Один за другим следуют вопросы о том, что необходимо сделать и как правильно осуществить изменения. Диджитализуется всё, что только можно «отцифровать».

Во многих случаях изменениями управляет страх отстать от конкурентов. Бронируются семинары по дизайн-мышлению, штудируются книги по lean-менеджменту и внедряются Scrum и Kanban.

Те, кто проводят изменения, непременно должны измениться сами. Для этого привлекаются внешние консультанты и назначаются сотрудники, ответственные за инновации внутри компании. Но страх надвигающихся и неизбежных изменений парализует всех этих сотрудников.

Инновации необходимы. Но что это значит применительно к конкретной компании? Ведь само по себе появление в бизнесе чего-то нового вовсе не означает, что всем нужно это внедрять в своих компаниях.

Первый шаг в сторону инноваций может быть очень простым: сконцентрироваться на том, что действительно нужно в данный момент вашему бизнесу.

Когда выбираются программы бизнес-образования, то нередко выясняется, что руководители компании не знают, что необходимо их сотрудникам, и даже не вполне понимают, чего хотят их клиенты. Потому что руководители с ними не разговаривают. Они стремятся быть инновационными, но не могут задать себе важные в этом контексте вопросы: «Чего конкретно мы хотим и что нам нужно сделать для достижения желаемого?».

Поэтому:

  • подавите рефлексивное стремление требовать, чтобы что-то обязательно было инновационным;
  • пообщайтесь со своими сотрудниками и со своими клиентами с целью выяснения их взглядов на ваш бизнес и на его перспективы;
  • подумайте сами, в чем диджитализация имеет смысл именно для вашей компании;
  • поговорите с ведущими менеджерами о том, что цифровая трансформация значит для вас и вашей организации;
  • проанализируйте то, что уже существует;
  • оцените достоинства своих сотрудников;
  • послушайте, что скажут ваши клиенты, и отнеситесь серьезно к их идеям.

Каждая организация способна быть инновационной, потому что у нее есть персонал, который генерирует новые идеи, и клиенты, которые всегда рады поговорить о том, что им нужно.

Scrum, Kanban, дизайн-мышление, agile-менеджмент: несмотря на то, что все эти инструменты и подходы полезны, это просто средства достижения цели и не являются панацеей от неопределенности будущего.

Таким образом, ключевой вопрос заключается не в том, какие подходы и инструменты мы собираемся использовать, а в том, что мы из себя представляем как организация и кем мы хотим стать в будущем.

И, конечно, нельзя забывать о том, кто наш клиент и что мы о нём знаем, что необходимо учитывать при работе на клиента.

Специфика текущего момента заключается ещё и в том, что у клиентов тоже происходят инновации, и некоторые из них не вполне представляют свои будущие потребности, что порождает неопределенность сбыта. Прежде чем вводить трансформации у себя, нужно точно знать, какие запросы появятся у клиентов.

Например, ваша компания поставляет на рынок чугунные отливки весом 300 кг, на которые имеется стабильный спрос. Но ваш основной покупатель намерен ввести у себя металлосберегающие инновации и в будущем ему потребуются отливки меньшего веса и несколько иного химического состава. Не зная его намерений, ваши инновации относительно удешевления выпуска прежней продукции обречены на провал.

Также жизненно важно для организации активно вовлекать сотрудников и клиентов в процесс осуществления изменений, потому что вы не сможете насаждать изменения и инновации сверху, не имея поддержки коллектива.

Полезные изменения часто являются результатом:

  • проявления инициативы персонала;
  • поощрения сотрудников в принятии ответственности;
  • чёткой коммуникации ваших целей и стратегии.

Поскольку волшебной формулы успеха в проведении инноваций и изменений не существует, есть несколько вещей, которые можно сделать, чтобы успех стал более вероятным:

  • уменьшить своё эго. Руководителю необходимо начинать с себя. Это первый шаг на пути к значимым изменениям. Относитесь серьезно к мнениям других и просите обратную связь. Некоторые управленцы слишком осторожничают, осуществляя изменения, опасаясь, что это может негативно сказаться на корпоративной культуре организации;
  • обеспечить чёткую и прозрачную коммуникацию. Инновационные проекты терпят неудачи, когда отсутствует стратегия и четкость коммуникации, а также их поддержка со стороны сотрудников;
  • оценить картину в целом и оставить пространство для обучения и развития.  Что захотят клиенты завтра? В чем мы можем добиться успеха? Как говорит Клэйтон Кристенсен (Clayton Christensen): «У крупных компаний это не получается, потому что они все делают правильно» — и, делая все правильно, они не уделяют достаточно внимания последовательности перемен в мире вокруг себя;
  • ослабить давление. Необходимо ли нам быть инновационными любой ценой? Вы не можете перестроить всю организацию за ночь. Начните с того, что уже работает. В чем ваша организация уже добилась гибкости? Где находятся хорошие идеи? Исключительно важно задавать вопросы и внимательно изучать получаемые ответы;
  • осуществлять изменения разумно. Только клиент определяет, что интересно. То, что стоит за высокопарными словами, не должно быть самоцелью.

Инновационная политика предприятия должна быть сдержанной и разумной. Модные слова не должны доминировать над здравым смыслом.

Глава PR-департамента WU Executive Academy,
магистр Пауль Коспах (Mag. Paul Kospach).