Высота

Предприимчивый сотрудник – зло для компании?

Современные реалии таковы, что мы все чаще слышим о компаниях, которые потеряли немалые деньги из-за работника, нынешнего или уже бывшего, который «слил» клиентскую базу, увел крупного заказчика, продал конкурентам технологическое решение или даже украл идею, которую обсуждал с коллегами на планерках. 

И здесь парадокс – каждый третий работодатель сначала с удовольствием нанимает вот таких предприимчивых сотрудников, указывая в вакансии «наличие клиентской базы приветствуется», а потом ищет возможные и невозможные способы воспрепятствовать утечке информации, клиентов и денег. 

Особенно сильно эта проблема заметна в области инноваций, IT, консалтинга, в сфере услуг. Действительно, создать с нуля машиностроительное или фармацевтическое предприятие под силу далеко не каждому, а увести двух-трех клиентов для самостоятельной работы не составляет труда. Оптовая торговля тоже входит в зону риска, но здесь, как правило, к конкурентам уходят клиентские базы, передается бизнес-модель или отдельные клиенты, завязанные на конкретного менеджера, и редко копируется бизнес полностью. 

Очевидно, что, чем менее технологичен бизнес, тем проще, быстрее и дешевле сделать его копию. Самый яркий пример, который чаще всего встречается, это индустрия красоты: косметология, парикмахерские услуги, ногтевой сервис. Один-два раза ты пришел к понравившемуся мастеру в салон, а на третий мастер тебе как бы между делом сообщает, что принимает на дому и что там будет «все то же самое, но подешевле и когда вам будет удобно, хоть поздно вечером, и вообще я сама могу к вам приехать». Или эти же мастера приходят на консультацию и спрашивают: «Я работаю сейчас в салоне, а как мне зарегистрировать ИП, и нужна ли мне касса?». 

Сфера инноваций, научных исследований и информационных технологий также крайне чувствительна к подобному «предательству», только стоимость потерь для компании здесь в сотни и тысячи раз выше. Сотрудники пытаются обойти защиту от копирования, взламывают системы, используют ftp-серверы для больших массивов данных и исходного кода программ, и впоследствии используют полученные технологии для создания собственных проектов и разработок. А иногда и вовсе выдают за готовое решение. 

Так что же, шустрый предприимчивый сотрудник – страшное зло для компании?! На мой взгляд, нет, точнее, не всегда.

Идеальный вариант, когда эта предприимчивость находит выражение в интересных занятиях, увлечениях, хобби, бизнесе.

Представьте себе человека, работающего каждый день в автосервисе, а по вечерам реставрирующего под заказ мебель красного дерева, или бизнес-аналитика, по выходным пекущего на продажу изумительные торты, или разработчика программного обеспечения, время от времени организующего свадьбы. И это все реальные кейсы. Свое, пусть даже небольшое дело, учит определенному образу мыслей, скорости принятия решений, ответственности, экономике, коммуникациям, планированию и много чему еще, полезному и нужному. И эти навыки, безусловно, пригодятся в работе над задачами любой компании.

Кроме того, такой бизнес может быть отличным способом для «перезагрузки», восстановления жизненных сил и ресурса в условиях напряженной работы над проектами. Нельзя спешить запрещать – просто надо знать, чем занимается ваш работник, над какими проектами трудится вне рабочего времени, а возможно даже поощрять подобные неконкуретные увлечения. 

Тем более, что на законодательном уровне, за исключением отдельных случаев, нет нормы, запрещающей работнику трудиться одновременно у нескольких работодателей. Согласно ст. 601 Трудового кодекса РФ, работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы.

Более того, следуя положениям ст.282 ТК РФ, работник может заключить трудовые договоры о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей. И когда работодатель пытается обойти эту норму, включив соответствующее условие в трудовой договор, работник успешно ее оспаривает как не соответствующую действующему законодательству. Анализ судебной практики не позволяет найти значимых судебных решений о взыскании работодателем с работника упущенной выгоды. 

Может ли компания что-то сделать, чтобы защитить свои интересы? На самом деле универсального решения всех проблем, этакой волшебной пилюли, не существует. Но общие рекомендации включают следующее:

  1. принимая на работу кандидата, соберите о нем максимум информации (с рынка, с предыдущих мест работы и учебы, из профессиональных сообществ), зачастую репутация «бежит» впереди работника, а прежние работодатели охотно выдают «волчий билет»;
  2. «смотрите и слушайте» своего работника и клиента, с которым он работает; у клиента не должно складываться ощущение, что он работает исключительно с конкретным менеджером (дизайнером, архитектором, не важно) – клиент работает с вашей компанией;
  3. предоставьте своему клиенту сервис, который нужен ему, а не тот, который удобен вам – автоматизируйте процессы, улучшите сервис, предложите техническую поддержку и сопровождение;
  4. разработайте и внедрите, только действительно внедрите в компании режим коммерческой тайны, доведите перечень КТ и ответственность за нарушение режима до сотрудников;
  5. формируйте и поддерживайте в компании нужный уровень осознанности и лояльности сотрудников, работайте над материальными и нематериальными мотиваторами, разработайте этический кодекс;
  6. включите в договор с работником условие о неконкуренции с работодателем, (хотя здесь важно понимать, что это в большей степени мера, рассчитанная на «честных людей»);
  7. для самых сложных случаев используйте все доступные технологии в области информационной безопасности, современные DLP-решения позволяют, если не исключить полностью, то на ранних этапах выявить злоупотребления и минимизировать потери. И стоимость этих решений будет зависеть от того, насколько чувствительную и ценную с коммерческой точки зрения информацию вы пытаетесь защитить. 

Автор Елена Иличкина
Консультант, независимый бухгалтер (IPAR, DipIFR)

Copyright "Всероссийский бизнес-клуб"